Греть или не греть?
Нужно ли прогревать двигатель. Перед поездкой? Разберем зиму и лето
Собственно тема насущная, многие из нас с вами поступают так – завел, пристегнулся и поехал! То есть прогрев в лучшем случае секунд тридцать, а может быть и того меньше. Другие после запуска двигателя обязательно ждут небольшой интервал времени, чтобы значительно прогреть мотор, и это не только зимой, но и летом. Так как же поступать правильно – прогревать или не прогревать? Вот в чем вопрос. Постараюсь доступно и понятно расставить все по полочкам …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Моторное масло
- Маслосъемные и компрессионные кольца
- Масляный фильтр
- Гидрокомпенсаторы и гидронатяжитель
- Датчик масла
- Положительные моменты
- Так как же поступать?
- ВИДЕО ВЕРСИЯ — РЕКОМЕНДУЮ.
Мне достаточно часто задают этот вопрос, особенно после того как многие начитались в книжках по эксплуатации что прогревать не нужно, типа это просто банальный пережиток прошлого, да и не нужный расход топлива. Вот вам выдержка от компании Volkswagen от обычного POLO.
Как видите, производитель заверяет нас — что делать этого не надо! Он не один практически все Европейские производители зажаты в сложные рамки экологии, а ведь работающий двигатель выбрасывает в атмосферу отработанные газы (парниковый эффект, загрязнение атмосферы и т.д.). В Европе даже значок такой существует – перечеркнутый работающий автомобиль, ну заботятся они об экологии, что в этом плохого. НУ а двигателю как? Какие положительные или отрицательные моменты есть от такого «сел и поехал»? Для начала пройдем по минусам по пунктам
Моторное масло
Что и говорить, масло это кровь двигателя, вот только эта кровь не всегда горячая и нормально функционирует. Когда вы глушите двигатель, масло стекает в поддон и находится там до следующего пуска. Соответственно оно стекает со стенок и прочих поверхностей. Конечно, пленка остается, но ее не совсем достаточно!
Вот почему после пуска, первые 10 – 15 секунд, двигаться вообще нельзя, масло должно пойти по каналам и заполнить их, чтобы потом эффективно смазывать цилиндры, валы (распределительный и коленчатый), клапана и т.д.
А в «зимнем пуске», так масло еще и густое, поэтому чтобы ему стать жидким нужна положительная температура! Вот вам и обязательный прогрев. Густое масло это «кисель», а не легкотекучая жидкость.
Если не греть, то износ будет огромным, ведь смазка происходит с меньшей эффективностью, страдают множественные узлы мотора, про это чуть позже.
Маслосъемные и компрессионные кольца
Как всем нам известно, они находятся на специальных проточках поршня. Служат одни — для «снятия масла», другие — для компрессии. Стоят рядом друг с другом. Именно они трутся об поверхность цилиндров и принимают на себя «ударные» нагрузки.
Так вот теперь вспоминаем физику – блок двигателя делается из металла, соответственно цилиндры при нагревании расширяются (на несколько микрон), а при остывании сужаются на эту же величину.
Так вот – когда двигатель не прогретый, цилиндры как бы «сильнее» зажимают кольца. В момент пуска им сложнее ходить вверх – вниз по плоскости цилиндра. Но после нагрева поверхности, металл расширяется, да еще и масло начинает смазывать более эффективно, поэтому и движения становятся легкими.
Вот почему двигатель вначале поднимает обороты, затем после небольшого промежутка времени – опускает. Он просто прогрел поверхность и начал легче работать
Это еще одна причина, по которой нужно прогревать двигатель — просто убираем лишнюю нагрузку с поршней.
Масляный фильтр
Тут тоже ситуация не такая гладкая! Особенно в зимний период времени. Суть какая — фильтр, это сложное устройство, основной рабочий элемент это специальная бумага, которая заключена в металлический корпус. Когда масло жидкое, оно прекрасно проходит через фильтрующий элемент, тем самым оставляя грязь на поверхности – очищаясь, проходит дальше в двигатель. То есть банально стружка и прочий мусор НЕ ПРОХОДЯТ!
Но когда «смазка» густая, она не может пройти через бумагу, в фильтре открывается специальный перепускной клапан и масло, не фильтруясь, проходит в двигатель из поддона. Неся на себе всю грязь, которую фильтрующий элемент накопил.
И лишь только после прогрева до 60 – 70 градусов Цельсия, масло становится жидким и оно уже может «пройти» через бумагу, перепускной клапан закрывается. ТО есть пока масло холодное идет еще и грязь в двигатель, а если начать движение эта грязь будет способствовать износу.
Гидрокомпенсаторы и гидронатяжитель
Ребят ни для кого не секрет, что сейчас для корректировки работы клапанов и для натяжения цепи, используются гидрокомпенсаторы и гидронатяжители. Это такие устройства, которые закачивают в себя масло и натягивают цепь или «выравнивают» работу клапанов.
Так вот пока смазка холодная, закачка масла для корректировки зазоров происходит крайне не эффективно, нужно обязательно прогревать, чтобы оно стало эластичным и текучим. Только тогда «закачка» будет эффективной. Особенно сильно это проявляется на морозе.
Именно поэтому у вас может греметь цепь и клапана на холодную
Лично я бы прогревал только из-за цепи, мало ли что не дай бог перескочит на зуб, а это может спровоцировать дорогой ремонт.
Датчик масла
ДА ребят еще одна ситуация. В общем, столкнулся с ней дважды на своем Chevrolet Aveo. Смысл какой – сейчас современные датчики давления масла, на 50, а может быть и больше процентов сделаны из пластмассы. Хотя на старых машинах они были полностью металлические (ну может быть были внутри части пластика, но их было настолько мало, что они практически не влияли на работу).
Так вот, эти датчики (новые пластиковые) если не прогревать двигатель просто выдавливает! Как я подозреваю густым маслом. Из под них начинает сочиться и капать смазка, что очень плохо. Датчик начинает «звенеть» (как потерпевший), машина пишет, что упал уровень в поддоне, что «все пропало люди в опасности».
Еще раз повторюсь у меня на моем АВЕО, такое было пару раз, но после того как я начал прогревать дольше, именно зимой, проблема ушла.
Собственно такая «неисправность», не только на моем авто, а на куче других. Так что вот вам еще одна причина.
Положительные моменты
Собственно никакой положительный момент, не сможет перекрыть негатив! Нужно это понимать, ладно отмечу пару пунктов:
- Меньший расход топлива
- Больше экологии
Вот и все! И не говорите – что я не отметил эти пункты. Хотя они меркнут, если представить сколько нужно будет отдать на ремонт мотора.
Так как же поступать?
Греть – греть и еще раз прогревать! Только не нужно делать того что не требуется. Я имею в виду, тут есть два варианта — лето и зима.
Зима – начнем именно с этих плохих условий. Тут знаете и -35, -40 градусов загнуть может. Прогрев должен быть примерно от 10 до 15 минут. Лично я прогревал в «– 30», 10 — 15 минут и вам советую. В «- 20» можно убавить до 7 — 10 минут.
Лето – не нужно делать того чего не стоит. А не стоит греть по 5 и более минут, на улице уже и так + 25, +30 (а на юге и все + 40 может быть). Так что греем 1 – 2 минуты, не больше, просто чтобы масло разошлось по стенкам, чтобы смазка начала работать на все 100%. Это также касается и южных регионов зимой, зачастую там температура в плюсовой зоне, например в Сочи, около + 10 градусов. Так что греть опять долго не нужно хватит 2 — 3 минуты.
Многие мне пишут, а вот падают обороты — что уже можно ехать? С одно стороны это говорит — что нагрузка на поршни ушла, и цилиндры уже немного прогрелись. Но в крайне сильные морозы, нужно прогревать подольше. Например, обороты упали через три минуты, но на улице – 30 градусов, то стоит еще подождать около 7 минут. Только тогда можно двигаться, запомните – прогреваются не только цилиндры, но и все валы, гидрокомпенсаторы и прочее. Также и трансмиссия, особенно если она автоматическая.
Также стоит отметить что прогрев нужен именно с утра, если вы потом останавливаете машину на 30 — 60 минут и после опять передвигаетесь, то греть уже так долго не нужно. Только если авто стоит больше 6 часов.
Вот такая вот ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ребята сейчас видео версия, это для тех, кто не понял, что я тут понаписал, в ней разжевано все «от» и «до», СМОТРИМ.
НА этом заканчиваю, пишите комментарии, задавайте вопросы искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.
(28 голосов, средний: 4,54 из 5)
Похожие новости
Распределенный или непосредственный впрыск (MPI или GDI). Какая .
Задиры и «проворот» вкладышей в двигателе корейских авто. KIA (O.
Laimerus › Блог › Греть или не греть, вот в чём вопрос…
Скоро похолодает! Так нужно ли греть?
В этой статье мы постараемся объяснить вам почему стоит прогревать двигатель перед поездкой. Расскажем все плюсы и минусы прогрева. Затронем тему автозапуска.
Особенность нашей страны в большой разнице температур воздуха . В течении года она меняется от +20 до -20 градусов. Эти условия диктуют нам такие требования как качественное масло и прогрев двигателя перед поездкой.
Что же происходит с двигателем при холодном пуске? Масло в двигателе, за время ночной стоянки сильно густеет. Чем дольше стоит машина на улице и чем ниже температура воздуха тем хуже. Вы наверно замечали, что утром, при холодном запуске, двигатель неохотно крутиться стартером, хотя после рабочего дня машина заводится достаточно легко. Ответить на этот вопрос просто. Ночью температура воздуха падает ещё как минимум на 3-5 градусов, и машина ночью стоит дольше чем днём и соответственно промерзает больше. Помимо масла в двигателе, консистенцию манной каши приобретают масла в коробке передач и в редукторе. Вы скажете что у вас автомат? В автомате тоже есть трансмиссионное масло! Автомат на Субару двух секционный. Первая секция — передний редуктор в котором залито трансмиссионное масло, вторая секция — фрикционы, клапана и прочее — там залит АТФ. Который на морозе тоже густеет, хоть и не так сильно как трансмиссия. В редукторах тоже трансмиссионное масло. О чем все это говорит? Это говорит о том, что машина попросту замерзает. Холодное, замерзшее масло работает не полностью, его смазывающие свойства при низких температурах падают. Поэтому холодный пуск для двигателя уже стресс сам по себе, ну а если ещё и сразу двинуться в путь, то можно и вовсе не добраться до места назначения.
Так как следует прогревать автомобиль? Именно автомобиль, чуть ниже вы поймете почему. Перед запуском сядьте в машину и выжмите педаль сцепления. Это необходимо для того, чтобы облегчить работу стартера, при выжатом сцеплении двигатель не будет прокручивать коробку передач. С отпущенной педалью помимо двигателя, стартер должен будет прокрутить и валы в коробке, а масло там густое, что приведёт к значительным потерям на трение, и двигатель будет прокручиваться вяло, и совершенно не факт что запустится. Мало того, при очень низких температурах не исключена возможность прокатывания автомобиля вперёд, хотя коробка стоит на нейтральной передаче. Как это происходит? Масло в коробке очень густое, шестерни практически прилипают к валам, за счет этого получается «Включенная передача». Далеко машина конечно не уедет, но были случаи, что машина проезжала пол метра, а иногда этого достаточно чтобы испортить себе день, и соседу в придачу J Автоматическую коробку стоит оставить на паркинге. Автомат не сильно мешает запуску. Так же советую отключить все электроприборы, такие как музыка (особенно с усилителями), свет фар и габариты. Больше никаких манипуляций делать не надо. Поворачивайте ключ, дождитесь срабатывания бензонасоса и старт.
Двигатель завелся. Наверно каждый замечал, что холодный двигатель работает громче и шумнее чем прогретый. Это происходит из-за того, что все детали двигателя холодные, зазоры большие. Поршни гремят юбками по стенкам цилиндров. В процессе прогрева двигателя все его детали нагреваются, и соответственно, расширяются, зазоры приходят в норму, с прогревом звук двигателя становиться тише. Вот стрелка температуры улеглась на своем излюбленном месте, и вроде бы можно уже ехать… Но не торопитесь. В этот момент масло в двигателе ещё не достигло и 50 градусов. Лучше подождать ещё минут пять. И это только двигатель.
Теперь обсудим остальные системы автомобиля. Автомат прогревается вместе с двигателем, автоматная жидкость циркулирует через радиатор охлаждения двигателя и таким образом тоже прогревается. Поэтому эти 5-10 минут, что вы подождете после установления рабочей температуры, очень важны для минимального прогрева автоматной жидкости. Такое охлаждение и прогрев имеют и некоторые модели с механическими коробками. Редуктора у нас никак не подогреваются, так же как и жидкость в гидроусилителе руля. Поэтому, перед тем как поехать, покрутите аккуратно руль, только не до упора. Понажимайте на педаль тормоза . Жидкость гидроусилителя прогреется в процессе езды. Первые три-пять километров старайтесь двигаться без резких ускорений и торможений. Аккуратно проезжайте ямы и лежачие полицейские, т.к. в амортизаторах тоже есть масло! Оно тоже густое, и вы наверняка замечали что холодная машина прыгает на кочках первые километры дистанции. Это происходит из за того, что в амортизаторах густое масло, принцип работы простейшего амортизатора — перетекание масла через клапан. Представьте себе простой медицинский шприц с отверстием в поршне и запаянным носиком. Налейте в него мысленно немного масла и вставьте поршень, надавите. Масло через отверстие будет перетекать в верхнюю часть поршня, поршень будет продвигаться медленно и плавно. Примерно так работает амортизатор. Густое масло гораздо хуже перетекает через отверстие, так и в амортизаторе. На больших ямах нагрузка на амортизатор возрастает, что при холодном масле может привести к поломке. И стоит упомянуть что холодные амортизаторы неадекватно работают и поведение вашего автомобиля может вас неприятно удивить.
Автозапуск- это только плюсы. Во всем. Есть пара минусов, например что нет возможности выжать сцепление. Или если машина не завелась, сигналка может до посинения пытаться ее завести и посадить аккумулятор. И при автозапуске не направляйте поток воздуха на стекло, если у вас печка активна, т.к. резкий поток горячего воздуха на лобовое может привести к его растрескиванию. В остальном минусов не видно.
Подведём итог: Двигатель греть надо! И не только его, греть надо все. Не зря спортсмены в лютый мороз стараются доехать до следующего спец. участка как можно ближе к своей стартовой минуте. Все замерзает когда машина стоит. Если вам уж очень горит, и надо срочно ехать, и нет времени греть машину- первая передача, не выше 2000 оборотов пока все не прогреется.
Холодная езда приближает двигатель и остальные агрегаты к неминуемой капиталке с космической скоростью.
Спасибо, что прочитали статью до конца
Удачи на дорогах 😉
Греть или не греть мотор: пора развеять все сомнения
Большинство русских водителей твёрдо убеждены: хочешь куда-поехать – сперва прогрей мотор. Иначе и быть не должно, особенно зимой. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.
Деды плохого не посоветуют
Деды, как известно, плохого не посоветуют. Этим правилом, похоже, как раз и руководствуется большинство отечественных водителей, памятуя о том, что и отцы, и деды, и, быть может, даже прадеды никогда и никуда не ехали, предварительно не прогрев движок своего авто до рабочей температуры. В их действиях, безусловно, была логика – в те времена. Но годы идут, да и технологии ушли далеко вперёд. Почти во всех инструкциях всех современных автомобилей чёрным по белому сказано: прогревать мотор на холостом ходу нежелательно; лучше всего сразу после запуска начинать движение. В чём же подвох?
Что есть рабочая температура
Для начала напомним, что под рабочей температурой понимается такое состояние агрегата, когда все его рабочие компоненты и жидкости выходят на заданный конструкторами режим. Для двигателя автомобиля такая температура, как правило, варьируется в диапазоне от 90-100 градусов Цельсия.
После запуска холодного мотора сперва прогреваются камеры сгорания, затем – все остальные детали, через которые идёт поток охлаждающей жидкости. Последняя играет роль своего рода теплоносителя и, благодаря работе помпы, равномерно нагревает весь агрегат. А вот картер двигателя и находящееся в нём моторное масло, которое, к слову, также играет важную роль в процессе охлаждения, прогреваются заметно позже большинства других компонентов.
Чего боятся россияне
Основная масса страхов и страшилок, связанных с прогревом мотора, так или иначе связана именно с системой смазки: холодный мотор, мол, плохо смазывается загустевшим маслом, поэтому мгновенно или очень быстро выходит из строя.
Определённая логика в этом утверждении, конечно же, есть: чем холоднее и гуще масло, тем хуже оно прокачивается по каналам и подаётся к парам трения. Именно этот момент может ускорять износ подшипников, цилиндров и вкладышей. Второй момент связан с неравномерностью нагрева только что запущенного мотора: компоненты расширяются неравномерно, что, в сочетании с нагрузками, приводит к деформациям и поломкам цилиндропоршневой группы и всей головки блока цилиндров. Обоснованный страх, спорить здесь не с чем: рвать с места на только что запущенном движке уж точно не стоит. Но сколько тогда греть мотор и когда ехать?
Хвала святому инжектору
В стародавние времена автомобили, как некоторые из вас ещё помнят, были карбюраторными и не умели самостоятельно настраивать смесь под конкретную температуру силового агрегата – состав смеси регулировался водителем, с помощью подсоса. Управлять этим устройством на ходу было, как минимум, неудобно. В процессе прогрева движка заслонку нужно было постепенно закрывать. Придушил подсос чуть раньше или слишком сильно – почти гарантированно позорно заглох.
С приходом впрысковых систем и хитроумной электроники потребность в механическом подсосе полностью исчезла: автомобиль самостоятельно, на основании данных с датчиков, регулирует состав топливовоздушной смеси и не даёт холодному мотору заглохнуть – не важно, едет автомобиль или стоит. Ехать на таком можно сразу, учитывая пару важных моментов.
Если в нормальных условиях двигатель внутреннего сгорания работает на максимально обеднённой смеси, то в режиме холодного пуска и прогрева ему нужна совсем иная смесь с большим количеством топлива. Чем холоднее на улице, тем плотнее воздух и тем хуже испаряется бензин, что компенсируется его количеством. В режиме прогрева мотор потребляет максимально много топлива, работает на повышенных оборотах и выбрасывает в атмосферу большое количество вредных веществ, поскольку холодный катализатор не способен эффективно выполнять свои прямые обязанности.
Иными словами, в мотор попадает достаточно много топлива, и большая его часть сгорает неэффективно. Избыток бензина смывает со стенок цилиндров и без того не слишком хорошо поступающее масло, а значит, движок действительно испытывает повышенные нагрузки и изнашивается быстрее, чем в прогретом состоянии.
Значит ли это, что прогревать движок надо не на ходу? Нет! Ведь чем дольше вы молотите мотором вхолостую, тем быстрее он изнашивается, не принося взамен никакой отдачи. Более того, чтобы выйти на рабочую температуру, мотору надо сжечь много топлива, а хозяину авто – потратить массу времени впустую.
Лучше – ехать?
Производители автомобилей неспроста рекомендуют сразу ехать, а не жечь понапрасну бензин. И дело вовсе не в желании подзаработать на ремонте. По большому счёту при прогреве на ходу режим работы мотора ничем не отличается – агрегат всего лишь немного нагружается, что приводит к более быстрому нагреву силового агрегата и сокращению временных и финансовых трат.
Пожалуй, единственное, что действительно может навредить вам при прогреве мотора на ходу, — сильное запотевание стёкол транспортного средства. Впрочем, с этим «недугом» уже научились бороться даже весьма бюджетные модели, оснащённые электрическим подогревателем воздуха и стёкол.
Аргументов в пользу ездового прогрева движка несоизмеримо больше, чем в пользу дедовского метода – это и скорость, и меньшие траты, и сохранность собственного здоровья (ехать куда лучше, чем дышать выхлопными газами, гуляя вокруг машины), и даже увеличение ряда жизненно важных компонентов двигателя (к примеру, топливных форсунок и свечей зажигания).
Словом, не доверять инструкциям автопроизводителей сегодня нет никаких реальных оснований. Безопасно ехать, не боясь за ресурс двигателя, можно смело сразу после того, как машина начнёт сбрасывать повышенные обороты до нормальных. Как правило, при исправном термостате, этот момент наступает весьма быстро. Одновременно с этим начинает отдавать тепло салонная печка. Не стоит забывать, что любой двигатель прекрасно подготовлен к таким режимам, бояться совершенно не за что.
Греть или не греть двигатель перед поездкой?
Недостаточная смазка — одна из основных причин появления неисправностей при холодном запуске и прогреве двигателя. Поэтому в холодное время года необходимо внимательнее относиться к моторному маслу — в первую очередь использовать масло с соответствующей вязкостью. Не следует забывать и о качестве масла, определяемом его спецификацией. Масло низкого качества иногда склонно к образованию низкотемпературных отложений на внутренних деталях и поверхностях двигателя, особенно в условиях, когда время прогрева до рабочей температуры существенно возрастает. Кстати, из-за этого зимой частые поездки на короткие расстояния без прогрева двигателя становятся небезопасными — плохое масло вполне способно превращаться в некую загадочную субстанцию, покрывающую стенки толстым слоем мази и забивающую масляные каналы и отверстия.
У современных двигателей, обладающих высокой компактностью конструкции, каналы системы смазки, как правило, имеют малые сечения. Из-за этого двигатель очень чувствителен к вязкости масла — если при холодном пуске она слишком велика, масло не будет поступать к подшипникам довольно долго со всеми вытекающими отсюда последствиями. Очевидно, исключить опасность возникновения дефектов можно, применяя синтетические масла со стабильной по температуре вязкостью.
Так греть или не греть?
Без сомнения, наш краткий анализ процессов в двигателе показывает, что с технической точки зрения прогревать его надо. И даже можно указать, на каких режимах — без нагрузки на холостом ходу, при несколько увеличенной частоте вращения. И до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не поднимется хотя бы до 40 — 50°С (при этом стрелка указателя температуры «страгивается» с нулевого упора, на что требуется в среднем от двух до пяти минут в зависимости от температуры воздуха). Но, к сожалению, подобные рекомендации не учитывают одного весьма важного обстоятельства, приобретающего в последние годы, пожалуй, решающее значение. Речь идет об экологии.
Холодный двигатель всегда работает на обогащенной топливной смеси, а при этом резко увеличиваются выбросы CO и CH — основных вредных составляющих выхлопных газов. Это нетрудно проверить на практике: если двигатель прогревается во дворе дома, то запах выхлопных газов будет чувствоваться не только в комнатах квартир первых этажей. Да и время, в течение которого двигатель будет греться до приемлемой температуры, достаточно велико, а значит, количество вредных веществ, выброшенных в атмосферу, тоже окажется немалым.
А если не греть и сразу начинать движение? Под нагрузкой в цилиндры будет подаваться больше топлива, значит, тепла при сгорании выделится больше, прогрев будет идти гораздо интенсивнее и займет меньше времени. То есть можно рассчитывать на некоторое снижение вредных выбросов. Именно этим и руководствуются в некоторых странах, запрещая прогревать двигатель после запуска (правда, заметим, что, как правило, это более теплые страны).
Да, с технической точки зрения греть двигатель необходимо, чтобы снизить износ деталей, отодвинуть сроки ремонта, сэкономить деньги, наконец. Но с позиции экологии этого нельзя делать — слишком велика плата за подобную экономию. Ведь уже известно, что с экологией шутки плохи — разрушить здесь можно легко и быстро, а на исправление и восстановление уходят многие годы, а то и десятилетия.
К сожалению, отечественные двигатели, как правило, плохо приспособлены к движению автомобиля сразу после запуска без прогрева — слишком грубой и несовершенной оказывается конструкция карбюратора, чтобы в этих условиях обеспечить устойчивую работу двигателя. Гораздо лучше обстоит дело у автомобилей с системами впрыска топлива — точное его дозирование не только улучшает работу холодного двигателя, но и уменьшает выбросы вредных веществ. К сожалению, эти системы пока более характерны для иномарок, поскольку ими оснащается лишь незначительная часть отечественных автомобилей.
Но и самая современная электронная система впрыска сама по себе не в состоянии значительно снизить вредные выбросы при прогреве двигателя. Даже если автомобиль оборудован системой снижения токсичности выбросов с каталитическим нейтрализатором, ее работа не будет эффективной, пока нейтрализатор не прогреется до рабочей температуры — а на это опять же уходит довольно много времени.
Правда, на некоторые модели автомобилей последних лет выпуска устанавливают специальные системы с принудительным электрическим прогревом нейтрализатора, решившие наконец проблему снижения вредных выбросов на стадии прогрева двигателя.К сожалению, таких автомобилей пока единицы. Поэтому в холодное зимнее утро десятки тысяч автомобилей с прогревающимися двигателями ежедневно наносят ощутимый урон и людям и окружающей среде. Конечно, давать в таком деле решительные рекомендации, а тем более запрещать или разрешать никто не вправе. Мы только можем обрисовать реальную картину того, что происходит при прогреве двигателя. А уже решить, греть или не греть, должен каждый для себя в меру своей гражданской совести. По крайней мере до тех пор, пока за нас это не решит закон.
- Услуги
- Контакты
- Служба контроля качества
- О компании
- Бонусная программа
- Франшиза
- Акции
- Адреса сервисов
- Статьи
© 2016 — 2020 ОДО «МасленныйДомТекс»
220051, Республика Беларусь,г. Минск, ул.Слободская, д. 2.
ЕГР: 25.02.2010, Мингорисполком
Регистрация в торговом реестре: 22.11.2019